"Сверхъестественное" - это очень опасный сериал. Он же в том числе и "о самом интересном" в прямом смысле слова. О религиозной метафизике то бишь. Именно в этом сериале я открыла для себя совершенно крышесносный концепт.
Пустые небеса, покинутые Богом.
Не отрицание Бога в абсолютном смысле, не чисто ницшеанское "Бог умер". Это, мне кажется, такое отчаянное мироощущение человека нашего времени: мысль, о том, что всевидящий, всемилостивый и так далее по тексту Создатель разочаровался в собственном творении и покинул его. Очень откровенное и личное высказывание авторов. Я надеюсь, что они сами понимают, насколько искренне выразились.
На мой взгляд, есть одна не по-сериальному гружёная и сильная сцена, там где Кас объясняет женщине, молящейся в церкви, что Бога нет, и он её покинул. Достоевщиной отдаёт, опять же. Кас мой любимый персонаж в сериале, этакий ницшеанец-гуманист, носитель объективной идеи "надо сделать, надо исправить, кто же, если не мы", "Бога нет, ну что ж поделаешь", который видит происходящее с иного фокусного расстояния, нежели Дин и Сэм. Винчестеры же, на мой взгляд, носители субъективной идеи, они весьма эгоистичны в своих поступках, и, наверное, поэтому оба побывали на тёмной стороне.
Бог, воскликнувший "Ой, всё!" и вышедший покурить, - он же полноценный персонаж сериала, весьма ключевой.
Очень сильный ход, меняющий всю картину мира и механику сюжета. Когда сюжет раскрывает религиозную метафизику, очень трудно не скатиться к Богу, как к финальному аргументу, он так или иначе маячит на заднем плане, являясь прикрытием персонажей, последним рубежом сюжета, отправной и конечной точкой. А тут - опаньки! - ад, рай, ангелы, демоны и прочая фауна есть, а Бога-то и нет. Меня ужасно радует такой сюжетный ход, оставляющий персонажей наедине с собой.
Мне нравится смотреть на отношение персонажей к своей роли этой истории, видеть их истинную, неприкрытую мотивацию. Ну и, конечно, смотреть, как их ломает отсутствие Бога, одиночество, отчаяние. Устранением Бога авторы весьма своеобразно решают вопрос о божественном предопределении и свободе воли человека. Провидения как такового в сериале нет, есть только голая свобода воли. Конечно, предопределение-то как бы есть, но вот только совсем не божественное. И, опять же, получается, что в сюжетной механике и метафизике "Сверхъестественного" только человек является и скрепой бытия, и мерой всех вещей, и надеждой этого мира.
В таком контексте характеры Дина и Сэма прописаны очень естественно. Это вам не Капитан Америка! Эти двое являются последним рубежом даже не битвы добра со злом, а битвы человечества за выживание (добра как абстрактной идеи, кстати, в сериале тоже нет, есть только персонажи как частные носители добра в той или иной степени - люди, ангелы, демоны и другие). И несмотря на то, что они прекрасно осознают свою ответственность, Винчестеры в первую очередь думают себе (ну как о целом, в общем-то, хотя бывают и исключения).
Эта естественность в своём несовершенстве подкупает меня в них больше всего. Нет, правда. Вполне себе недалёкие и не самые приятные местами ребята. И даже пафос у них приземлённый. И если честно, то глядя на них понимаешь, что смотришь вовсе не мистический или фантастический сериал. Ты смотришь и видишь свой мир, где всё действительно держится на одиноких и слабых, эгоистичных людях.
Одна из самых волнующих интриг сериала для меня - действительно ли плюнул Бог на этих хронически плачущих и бьющих друг другу рожу мужиков, или всё ещё надеется и болеет за их команду? Кто сказал "сборная России" - тому кулаком в глаз.
P.S.: Дорогие сценаристы, выпишите Богу хотя бы малюсенькую арочку, а? Ну или хоть намекните, а?
P.P.S.: Закончив хэдканонно бредить, я решила всё же изучить матчасть и тут внезапно выяснилось, что кажется, какие-то моменты святого я всё же смотрела не тем местом сценаристы в кустах таки оставили рояль. О_о Ждём-с.

Обзорам